Онтологическая модель предприятия - BEOM

Шведин Б.Я. 

1. Онтологическая модель предприятия BEOM(Business Entity Ontological Model) это органически целостная динамически эволюционирующая модель живого единичного конкретного развивающего предприятия: 
          1.1. оппозитивная фрагментарной модели конгломерата основных бизнес-процессов,    
                 эксплицирующих его поведение;
         1.2.  позволяющая
организовывать, структурировать, накапливать и транслировать опыт    
               его жизнедеятельности в конкретных ситуациях; 
         1.3. и обеспечивать самоуправление, выживание и приспособительное поведение в среде  
                существования в течение всего жизненного цикла. 
* В качестве синонимических далее будут использоваться такие понятия и словосочетания и аббревиатуры как: BEOM, онтологическая модель предприятия, онтологическая модель.

2. Структура BEOM делится на две составные и органически связанные друг с другом части.
  1. 2.1.  Во-первых, это конечный набор его структурообразующих элементов. Из этих элементов собственно и выстраивается онтологическая модель. Это своего рода «геном» онтологической модели. Для каждого конкретного предприятия содержание и комбинация этих элементов будет различной, но их состав будет один и тот же. К основным структурообразующим элементам относятся: субъекты делового оборота, объекты делового оборота, задачи делового оборота и отношения делового оборота. К вспомогательным, или мета - структурным элементам относятся: пространство, время, онтологический классификатор PECAD, а также технологии субстанционального и инфраструктурного поименования. 
  2. 2.2.  Во-вторых, это целостная модель деятельности предприятия, представляющая собой онтологически связное описание с помощью и на «языке» структурных элементов BEOM, архитектуры организации, основных задач решаемых ею, связанных с ними норм и регламентов, отношений, основных онтологических паттернов(моделей логистики) и ситуаций.
Следует сразу уточнить, что в рамках подхода «Онтология предприятий» такое понятие как онтологическая модель не используется. Все ограничивается пониманием онтологии, как статической коллекции терминов, определений, атрибутов и т.п. В конечном итоге основные усилия сводятся к построению непротиворечивых онтологических классификаторов, справочников и таксономий.
Мы предпочитаем использовать термин модель, по двум причинам.
 
Во-первых, потому что модель всегда означает нечто органически целостное, описывающее
поведение бизнес в целом, не фрагментарно.

Во-вторых, так как термин модель явно указывает на проектирование организации(структуры) и деятельности бизнес-сущего, которые постоянно меняются в процессе его адаптации и выживания в окружающей среде в течение всего жизненного цикла.

При построении BEOM мы исходим того, что бизнес-объект, обладает «Опытом». Опыт обеспечивают возможность принятия обоснованных решений, возможность взвешенного, логически обоснованного, не импульсивного поведения в окружающей среде.